Тема 1: «Институты гражданского общества по противодействию коррупции. Взаимодействие с государственными органами» - страница 38

В 2010 г. Министерство здравоохранения и социального развития РФ в соответствии с решениями президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 28 апреля 2010 г. (протокол № 14) и в соответствии с рекомендациями Группы государств против коррупции (ГРЕКО) разработало Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих, который послужил основой для создания аналогичных документов в других органах государственной власти.
Представляется необходимым остановиться на указанном документе несколько подробнее. Структурно Типовой кодекс состоит из преамбулы, 4-х разделов, 10-и статей.

Смысловые блоки Кодекса:

− формулировка сущности, цели и сферы действия;

− принципы служебного поведения государственных служащих;

− требования к антикоррупционному поведению государственных служащих;

− рекомендательные правила служебного поведения и внешнего вида государственных служащих;

− ответственность за нарушение Кодекса.

В рамках рассматриваемой темы наибольший интерес представляет статья 5 Типового кодекса «Требования к антикоррупционному поведению государственных и муниципальных служащих».

Так, государственный служащий при исполнении им должностных обязанностей не должен допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При назначении на должность государственной службы и исполнении должностных обязанностей государственный служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.
Государственные служащие обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Государственный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного служащего.

Государственному служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственными служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются государственным служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность государственной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

На наш взгляд, разработка Типового кодекса является значительным шагом в деле борьбы с коррупцией, однако он содержит ряд положений, которые вызывают определённые вопросы и споры. В частности, согласно документу, государственному служащему предписывается воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов и их руководителей. Сразу возникает вопрос – если руководитель является коррупционером, то подчинённым нельзя об этом говорить? Получается, что руководители вне критики? Другое дело, что об этом не надо говорить в углах и коридорах, а следует использовать трибуну комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Другим направлением повышения эффективности нравственных норм в борьбе с коррупцией в органах государственной власти является обеспечение личной примерности руководителя.

Метод примера занимает важное положение в системе воспитания, потому что основан на явлении подражательности. Подражание не есть слепое копирование: оно формирует у людей действия нового типа, как совпадающие в общих чертах с идеалом, так и оригинальные, сходные по ведущей идее примера.
^ Личная примерность руководителя предполагает: − максимальную открытость и «прозрачность» для своих подчинённых. Сотрудники должны знать информацию о доходах начальника, где он живёт, на каком транспорте передвигается, куда ездит отдыхать, порядок и характер работы с посетителями (желательно, чтобы дверь его кабинета была стеклянной) и т. д. В этой связи представляет интерес эксперимент, который начал проводиться в правительстве и администрации Пермского края. Он направлен, прежде всего, на повышение эффективности и прозрачности работы чиновников всех уровней. В частности, предполагается в кабинетах губернатора, председателя правительства, вице-премьеров и министров края установить стеклянные двери, а из приёмных двери убрать вообще; − собственноручную выработку и соблюдение определённых, иногда и негласных, нравственных правил антикоррупционного поведения в коллективе (например, кого увижу при получении взятки – уволю немедленно, а то и привлеку к ответственности, если увидите меня за тем же деянием, смело заявляйте куда следует); − личное участие в мероприятиях общественной, культурно-массовой, спортивной работы, которые преследуют цель сплочения коллектива. К таким мероприятиям можно отнести празднования дней рождения сотрудников, вечера чествования ветеранов, совместные культпоходы в театры, музеи, спартакиады учреждений. Известно, что в сплочённом коллективе гораздо легче формировать атмосферу нетерпимости к коррупционному поведению сотрудников;
4971816838895215.html
4971941264670719.html
4972102250674920.html
4972189418339657.html
4972332026743795.html