1.3.2 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ - Липиева Татьяна Олеговна, канд пед наук, доцент учебно-методический комплекс




^ 1.3.2 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ

УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


ФОРМА ОБУЧЕНИЯ – ОЧНАЯ




№ №


^ Наименование разделов и тем курса


Всего


Аудиторные



СРС


Всего


Лекции


Лаборатор.


Практическ.



1

Раздел 1. Аннотирование и реферирование: общие положения


11


3


3








8


1.1

Аннотирование и реферирование: сущность, особенности и отличия


3


1


1








2


1.2

Роль аннотирования и реферирования в социально-документальных коммуникациях. Сферы применения


2,5


0,5


0,5








2


1.3

Текст и документ – основа и объект аннотирования и реферирования


2.5


0,5


0,5








2


1.4

История аннотирования. Аннотирование как предмет научного изучения


3


1


1








2


2

Раздел 2. Аннотирование как процесс аналитико-синтетической переработки информации


90


34


14


2


20


56

2.1

Виды аннотаций и проблемы их типизации


6


2


2








4

2.2

Аннотирование как технологический процесс, его этапы. Аннотативная запись


7


3


3








4

2.3

Аннотирование с использованием формализованных схем


10


6


2





8


4

2.4

Справочное аннотирование


16


6


2





8


10

2.5

Рекомендательное аннотирование


12


4


2





4


8

2.6

Аннотирование различных видов изданий


32


12


2


2





20

2.7

Редактирование аннотационных текстов


7


1


1








6


3

Раздел 3. Реферирование как процесс аналитико-синтетической переработки научной информации


92


44


18


2


20


48


3.1

История реферирования. Реферирование как предмет научного изучения


6


2


2








4


3.2

Функции рефератов. Виды рефератов и проблема их типизации


8


4


4








4


3.3

Реферирование как технологический процесс, его этапы и операции


8


4


4








4


3.4

Реферативная запись: особенности и структура


11


7


1


2





4


3.5

Реферирование с использованием формализованных схем


12


6


2





8


6


3.6

Подготовка рефератов отдельных видов научных документов


18


8


2





12


10


3.7

Реферативные издания: виды, особенности, общая характеристика


21


11


1


4





10


3.8

Редактирование реферативных текстов


8


2


2








6


4

Раздел 4. Обзорно-аналитическая деятельность. Реферативные обзоры


23


15


3


4


16


8

4.1

Определение, назначение, виды обзоров


5


1


1








4

4.2

Технология создания реферативного обзора, его этапы и операции, оформление


18


14


2


4


16


4




Всего

228


114

46

12

56

114



^ 1.4 Содержание курса


Раздел 1. Аннотирование и реферирование: общие положения

1.1 Аннотирование и реферирование: сущность, особенности и отличия

Аннотирование и реферирование как прикладная отрасль информационной деятельности.

Определение понятий «аннотация» и «реферат» в нормативной и справочной литературе.

ГОСТ 7.9-95 «Реферат и аннотация. Общие требования».

Общие и отличительные признаки аннотаций и рефератов.


^ 1.2 Роль аннотирования и реферирования в социально-документальных коммуникациях. Сферы применения

Место и роль аннотирования и реферирования в системе социальных и социально-документальных коммуникаций.

Области профессиональных сфер информационной деятельности, занимающиеся аннотированием и реферированием.

Способы существования и каналы распространения аннотаций и рефератов.


^ 1.3 Текст и документ – основа и объект аннотирования и реферирования

Текст как понятие, многозначность определений его значения. Текст как знаковая система.

Соотношение понятий «информация», «знания», «текст», «документ».

Текст как объект аннотирования и реферирования.

Аннотации и рефераты как метаинформация. Возможность и необходимость свертывания информации. Моделирование как результат аннотирования и реферирования. Роль селекции в процессе свертывания информации.


^ 1.4 История аннотирования. Аннотирование как предмет научного изучения

Эмпирический характер аннотирования. Прообразы современных аннотаций в XVI – XVII в.в.

Аннотации в библиографических пособиях XVIII – XX в.в.: «Библиотека Российская…» Д. Е. Семенова-Руднева (епископа Дамаскина), «Опыт российской библиографии» (1813-1821 г.г.) В. С. Сопикова, «Что читать народу» (1884-1906 г.г.) и др.

Роль В. Г. Анастасевича и его статьи «О библиографии» (1811 г.) в конкретизации задач библиографического отражения публикаций.

Проблемы теории и методологии аннотирования в 1920-1930-е г.г.

Проблемы типизации аннотаций. Работа А. Г. Фомин «Методы составления библиографических указателей» (1929).

Развитие справочного и рекомендательного аннотирования в советский период: Е.И. Шамурин, Е. П. Леонов и др.


Раздел 2. Аннотирование как процесс аналитико-синтетической

переработки информации

^ 2.1 Виды аннотаций и проблемы их типизации

Многообразие аннотаций, их форм, содержания грамматико-стилистических конструкций. Различные подходы к классификации аннотаций. Общепринятое деление аннотаций по функциональному назначению и способу характеристики документов.

Классификации А. Г. Фомина, Е. И. Шамурина, Е. П. Леонова, Н. И. Гендиной.


^ 2.2 Аннотирование как технологический процесс, его этапы. Аннотативная запись

Последовательность этапов и операций в процессе аннотирования (по Н. И, Гендиной и Е. И. Шамурину).

Техника изучения аннотируемой работы. Пути сокращения объема и устранения информативной избыточности аннотации.

Общие требования стандарта к структуре и оформлению аннотаций.

Особенности языка аннотаций.

Объем аннотаций. Аннотация как структурный компонент аннотативной записи.

Семинарское занятие 1 Аннотирование как процесс информационного свертывания.


^ 2.3 Аннотирование с использованием формализованных схем

Формализованное аннотирование: значение, сущность, особенности.

Формализованные схемы аннотирования с использованием плана-макета поаспектного (анкетного) анализа документа при составлении справочных и рекомендательных аннотаций (по Н. И. Гендиной).

Практическое занятие 1 Составление аннотаций на документы с использованием плана-макета поаспектного (анкетного) анализа документа(по Н. И. Гендиной).

^ 2.4 Справочное аннотирование

Назначение справочных аннотаций, их соотношение с заглавием и содержанием.

Совокупность информационных элементов аннотации.

Зависимость справочных аннотаций от характера библиографических пособий, их структуры и тематики.

Справочные общие, аналитические (специализированные), пояснительные и групповые аннотации.

Оформление справочных аннотаций: объем, построение фраз, применение назывных предложений.

Этапы работы над аннотациями, повышение их эффективности в процессе редактирования.

Практическое занятие 2 Составление справочных аннотаций на книжные издания.


^ 2.5 Рекомендательное аннотирование

Функциональное назначение рекомендательной аннотации. Оценочные элементы аннотаций.

Применение общих и специализированных рекомендательных аннотаций в различных видах библиографических пособий.

Приемы характеристики документов и их содержания, рецензионность и критичность рекомендательных аннотаций. Критерии оценки рекомендательных аннотаций. Оформление рекомендательных аннотаций.

Рекомендательные аннотации как творческий процесс.

Практическое занятие 3 Составление рекомендательных аннотаций на книжные издания.


^ 2.6 Аннотирование различных видов изданий

Зависимость выбора видов аннотаций, способов (приемов) характеристики документов от видов и типов изданий. Особое и единичное в характеристике целевого, читательского назначения, содержания, оформления и других особенностей изданий различных видов.

Специфика аннотирования официальной, научной, научно-популярной, производственно-практической, учебной, периодической, справочной, библиографической, краеведческой литературы. Базовые элементы аннотаций.

Аннотирование художественной и детской литературы.

Практическое занятие 4 Составление справочных и рекомендательных аннотаций на различные виды документов.


^ 2.7 Редактирование аннотационных текстов

Значение, задачи и сущность редактирования аннотационных текстов.

Этапы работы над аннотациями, повышение их эффективности в процессе редактирования.

Критерии оценки справочных и рекомендательных аннотаций. Аннотации-пустышки. Ошибки при составлении аннотаций.


Раздел 3. Реферирование как процесс аналитико-синтетической

переработки научной информации

^ 3.1 История реферирования. Реферирование как предмет научного изучения

Эмпирический характер реферирования. Рефераты-экстракты.

Роль «Журнала ученых» Д. Сало (1665 г.) в развитии реферирования.

Влияние открытия Российской академии наук (1724 г.) и М. В. Ломоносова на становление реферирования в России.

В. Г. Анастасевич (статья «О библиографии» (1811 г.)) о проблемах реферирования.

Проблемы теории и методологии реферирования в 1920-1930-е г.г.

Проблемы типизации рефератов. Международная Парижская конференция (1949 г.) по проблемам научного реферирования.

Развитие теории реферирования в советский период: В. И. Соловьев, Е. П. Леонов, А. А. Гречихин, И. Г. Здоров и др.


^ 3.2 Функции рефератов. Виды рефератов и проблема их типизации

Реферат в системе информационных документов, его отличительные признаки.

Многообразие видов и разновидностей рефератов, их общая характеристика.

Рефераты информативные и индикативные, их определение на Международной конференции по научному реферированию (Париж, 1949 г.). Особенности читательского, целевого назначения, содержания, стилистических средств передачи информации, фактографической информативности и др.

Признаки информативного и индикативного рефератов.

Жанрово-видовое многообразие реферативных сообщений. Проблема выбора оснований для типизации рефератов

^ 3.3 Реферирование как технологический процесс, его этапы и операции

Этапы реферирования по В. И. Соловьеву и Н. И. Гендиной. Виды чтения исходного текста.

Приемы (способы) реферативного изложения текста. особенности экстрагирования, перефразирования и интерпретации как методов изложения информации в рефератах.

Операции реферирования (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, опущение, замещение, совмещения).

Семинарское занятие 2 Реферирование как процесс аналитико-синтетической переработки документальной научной информации.


^ 3.4 Реферативная запись: особенности и структура

Основные части реферативной записи: заголовочная, основная (реферативная) и справочный аппарат. Компоненты каждой части.

Общие требования к оформлению заголовочной и текстовой части рефератов.


^ 3.5 Реферирование с использованием формализованных схем

Формализованное реферирование: значение, сущность, особенности.

Формализованные схемы аннотирования с использованием смысловых аспектов В. И. Соловьева и плана-макета поаспектного (анкетного) анализа документа при составлении реферата (по Н. И. Гендиной).

Практическое занятие 5 Реферирование статей из научной периодики с использованием плана-макета поаспектного (анкетного) анализа документа (по Н. И. Гендиной).


^ 3.6 Подготовка рефератов отдельных видов научных документов

Рефераты статей: пристатейные, рефераты в РЖ, рефераты в экспресс-информациях, их общие и отличительные особенности.

Типология научных статей. Рефераты статей из отечественных и зарубежных журналов. Рефераты статей технической, естественнонаучной и гуманитарной направленности, их своеобразие и особенности.

Краткие и расширенные рефераты научной книги. Прикнижный реферат. Поаспектный анализ как один из способов составления рефератов научных книг.

Практическое занятие 6 Реферирование статей из профессиональных журнальных изданий.

^ 3.7 Реферативные издания: виды, особенности, общая характеристика

Реферативное издание: определение, назначение, виды. Особенности реферативных журналов и сборников. Экспресс-информация как разновидность реферативного издания. Структура и справочный аппарат РЖ.

Система РЖ ИНИОН РАН. Способы характеристики документов. Сводная и обзорная информация в РЖ ИНИОН, ее оформление.

Автореферат диссертации: реферат и реферативное издание. Определение, назначение, структура.

Практическое занятие 7 Анализ рефератов РЖ ИНИОН.


^ 3.8 Редактирование реферативных текстов

Критерии оценки качества рефератов. Значение, задачи, сущность и методы редактирования реферативных текстов.

Использование операций опущения, замещения и совмещения при редактировании предложений, подлежащих включению в реферат-экстракт.

Ошибки при составлении рефератов. Оценка полноты и качества реферата.


Раздел 4. Обзорно-аналитическая деятельность. Реферативные обзоры

^ 4.1 Определение, назначение, виды обзоров

Обзор как результат аналитико-синтетической переработки информации. Обзорной информация: определение, назначение, виды.

Специфика реферативного (сводного) обзора.

Практическое занятие 8 Составление реферативного обзора.


^ 4.2 Технология создания реферативного обзора, его этапы и операции, оформление

Этапы составления реферативного обзора. Методы изложение обзорной информации: дедукция, индукция, инструктивно-методический.

Основные компоненты реферативного обзора: заголовочная, основная (обзорная) и справочный аппарат. Компоненты каждой части. Общие требования к оформлению заголовочной и текстовой части обзоров.

Технология создания реферативных обзоров по Д. И. Блюменау и Н. И. Гендиной.


^ 1.5 ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


1.5.1 СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ


Семинарское занятие № 1 : Аннотирование как процесс информационного свертывания

Цель занятия: познакомить студентов с историей аннотирования и помочь усвоить теоретические основы аннотирования.

Вопросы для обсуждения:


Часть I. Вопросы теории и истории аннотирования

  1. Общие вопросы информационного свертывания: история появления и становления понятия, виды и разновидности свертывания, сущность и значение. Информация и метаинформация.

  2. Определение понятия «аннотация» в терминологических госстандартах, справочной и научной литературе. Значение и функции аннотаций. Объекты аннотативной характеристики. История развития аннотирования в России и его научного изучения.

  3. Виды, разновидности аннотаций и их классификации /А. Фомин, В. Шамурин и др.

  4. Основные отличия рекомендательных и справочных аннотаций.

  5. Аннотации XVIII-XIX в.в. Оценка А. Фоминым «Опыта российской библиографии» В.С. Сопикова для развития отечественного аннотирования.



Часть II. Вопросы методики аннотирования

  1. Этапы составления аннотации. Требования к структуре, стилистике, языку, орфографии и знакам препинания в аннотации.

  2. Методика составления справочных аннотаций.

  3. Методика составления рекомендательных аннотаций. Аннотации – «пустышки» как проблема рекомендательного аннотирования.

  4. Содержательные особенности аннотаций к различным типам и видам документов: официальным, научным, учебным, справочным, библиографическими, краеведческим, архивным и др.

  5. Особенности оформления групповых и аналитических аннотаций.

  6. Составление книгоиздательских и книготорговых аннотативных сообщений.



Литература:

1. ГОСТ 7.9-95 Реферат и аннотация: Общие требования – Введ. 01.07.97 // Стандарты по издательскому делу. - М., 1998. - С. 132-137.

2. Алексеева, Е. В. Архивоведение : учебник / Е. В. Алексеева, Л. П. Афанасьева, Е. М. Бурова ; под. ред. В. П. Козлова. – М., 2002. – С. 161-175, 250-259.; Аннотации: С. 165-168, 172-173, 175, 251.

3. Блюменау,Д. И. Информационный анализ/синтез для формирования вторичного потока документов / Д. И. Блюменау. - СПб., 2002. - С. 19-32.

4. Джиго, А. А. Издателям и книготорговцам : [новый отраслевой стандарт ОСТ 29.131-98 «Издательская и книготорговая библиографическая информация. Общие теоретические условия»] / А. А. Джиго // Мир библиогр. – 1999. - № 4. - С. 82-85.

5. Истрина, М. В. Аннотирование произведений печати: Метод пособие / М. В. Истрина - М. : Книга,1981. - 48 с. – (От рукописи к книге).

6. Митченко, О. Ю. Требования к рефератом и аннотациям / О. Ю. Митченко // Секретарское дело . – 2005. – № 1. – С. 16-19.

7. Рогожин, М. Ю. Ведение рабочих записей в процессе обработки документированной информации / М. Ю. Рогожин // Секретарь-референт. – 2008. – № 5. – С. 11-13.

8. Румянцева, С. А. Информационное обеспечение деятельности руководителя. Письменные источники информации. Аннотирование. Реферирование / С. А. Румянцева // Справочник секретаря-референта. – 2007. – № 1. – С. 22-27 ; № 2. – С. 20-25 ; № 3. – С. 14-19.

9. Справочник библиографа / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. - 3-е изд., испр. и доп. – СПб. : Профессия, 2006. – 592 с. – (Библиотека).

10. Тепер, Е. М. Некоторые вопросы рекомендательно-библиографического аннотирования / Е. М. Тепер // Рекомендательная библиография: вопросы теории, методики, истории : сб. науч. тр. - Л., 1989. - С. 40-49.

11. Шамурин, Е. И. Методика составления аннотаций / Е. И. Шамурин - М., 1959. - С. 5-10, 25-39, 61-62, 67-103, 103-106, 194-226.

Семинарское занятие № 2 : Реферирование как процесс аналитико-синтетической переработки документальной научной информации.

Цель занятия: познакомить студентов с историей реферирования и помочь усвоить теоретические основы аннотирования.

Вопросы для обсуждения:


Часть 1. Вопросы истории и теории реферирования

  1. Определение понятий "реферат" и "реферирование" в нормативной, справочной и научной литературе. Функционально-целевое назначение рефератов и их отличие от аннотаций.

  2. Основные типы (виды) рефератов и «жанры» реферативной информации. Проблема типологизации рефератов (подходы В.П. Леонова. В.И. Со­ловьева. А.А. Гречихина и И.Г. Здорова): общая характеристика.

  3. История развития практики и теории реферирования.



Часть II. Вопросы методики реферирования

  1. Этапы реферирования.

  2. Методика чтения и смыслового анализа текста.

  3. Приемы (способы) реферативного изложения информации: экстраги­рование, перефразирование, интерпретация.

  4. Структурные компоненты реферативной записи. Требования к объему, оформлению и расположению текста реферата.

  5. Составление информативных и индикативных рефератов. Особенности их языка и стиля, фактографической плотности, содержательных аспектов.

  6. Составление табличных рефератов и реферативных обзоров.

Литература:

  1. ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация: Общие требования. – Введ. 01.07.09 // Мир библиогр. - 1998.- № 4.- С. 68-70.

  2. Блюменау, Д. И. Информационный анализ/синтез для формирования вторичного потока документов / Д. И. Блюменау. - СПб., 2002. - С. 63-108.

  3. Гречихин, А. А. Информационные издания: Типология и основные особенности подготовки / А. А. Гречихин, И. Г. Здоров. - М., 1988. - С. 118-130.

  4. Леонов, В. П. Реферат: характер, функции, назначение / В. П. Леонов // Науч. и техн. б-ки СССР. - 1975. - № 4. - С. 16-21.

  5. Леонов, В. П. Реферирование и аннотирование научно-технической литературы / В. П. Леонов. - Новосибирск, 1986. - С. 28-42, 43-50, 52-78.

  6. Митченко, О. Ю. Требования к рефератом и аннотациям / О. Ю. Митченко // Секретарское дело . – 2005. – № 1. – С. 16-19.

  7. Рогожин, М. Ю. Ведение рабочих записей в процессе обработки документированной информации / М. Ю. Рогожин // Секретарь-референт. – 2008. – № 5. – С. 11-13.

  8. Румянцева, С. А. Информационное обеспечение деятельности руководителя. Письменные источники информации. Аннотирование. Реферирование / С. А. Румянцева // Справочник секретаря-референта. – 2007. – № 1. – С. 22-27 ; № 2. – С. 20-25 ; № 3. – С. 14-19.

  9. Соловьев, В. И. Составление и редактирование рефератов: Вопросы теории и практики / В. И. Соловьев // Жанры информационной литературы. Обзор. Реферат / А. А. Гречихин, И. Г. Здоров, В. И. Соловьев. - 2-е перераб., доп. изд. - М., 1983. – С. 199 - 319.

  10. Справочник библиографа / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. - 3-е изд., испр. и доп. – СПб. : Профессия, 2006. – 592 с. – (Библиотека).



^ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ


Практическое занятие № 1: Составление аннотаций на документы с использова-нием плана-макета поаспектного (анкетного) анализа документа (по Н. И. Гендиной).

Цель занятия: обеспечить освоение студентами навыков аннотирования с помощью формализованных схем.

Содержание и методика выполнения работы: Используя план-макет поаспектного (анкетного) анализа документа составить аннотации на книжные издания, статьи из журналов.


^ Практическое занятие № 2: Составление справочных аннотаций на книжные издания.

Цель занятия: обеспечить освоение студентами навыков справочного аннотирования.

Содержание и методика выполнения работы: Составить справочные аннотации на книжные издания.


^ Практическое занятие № 3 : Составление рекомендательных аннотаций на книжные издания.

Цель занятия: обеспечить освоение студентами навыков рекомендательного аннотирования.

Содержание и методика выполнения работы: Составить рекомендательные аннотации на книжные издания.


^ Практическое занятие № 4: Составление справочных и рекомендательных аннотаций на различные виды документов.

Цель занятия: обеспечить освоение студентами навыков аннотирования различных видов изданий.

Содержание и методика выполнения работы: Составить справочные аннотации на официальные, научные, учебные, производственные, справочные, краеведческие, библиографические издания.

Составить рекомендательные аннотации на произведения художественной литературы, краеведческое издание и издание для детей.

^ Практическое занятие № 5 : Реферирование статей из научной периодики с использованием плана-макета поаспектного (анкетного) анализа документа (по Н. И. Гендиной).

Цель занятия: обеспечить освоение студентами навыков реферирования с помощью формализованных схем.

Содержание и методика выполнения работы: Используя план-макет поаспектного (анкетного) анализа документа составить реферат на статью из научного журнала.

^ Практическое занятие № 6 : Реферирование статей из профессиональных журнальных изданий.

Цель занятия: обеспечить освоение студентами навыков реферирования.

Содержание и методика выполнения работы: Выбрать статью по курсовой работе и произвести ее реферирование. Составить информативный и индикативный рефераты.


^ Практическое занятие № 7 : Анализ рефератов РЖ ИНИОН.

Цель занятия: познакомить студентов с реферативными журналами и обеспечить освоение навыков реферирования.

Содержание и методика выполнения работы: Произвести анализ 2 рефератов из РЖ ИНИОН, выявить основные смысловые аспекты: тема, предмет, актуальность, основное содержание, выводы.


^ Практическое занятие № 8 : Составление реферативного обзора.

Цель занятия: обеспечить освоение студентами навыков составления реферативных (сводных) обзоров.

Содержание и методика выполнения работы: Выбрать источники по теме курсовой работы (3 - 4 статьи); на их основе составить реферативный обзор (см. технологию создания обзора по Н. И. Гендиной); оформить заголовочную, основную и справочную части обзора.


^ 1.6. ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ (ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ)

4974780736546741.html
4974862680965260.html
4975036532627864.html
4975171560963890.html
4975286836011095.html